«Знаешь?Научи!»
07.05.2025Названы победители конкурса «Знаешь?Научи!»Подведены итоги четвертого сезона Всероссийского конкурса научно-популярного видео «Знаешь?Научи!»,который проводится в рамках объявленного Президентом РФ В.В. Путиным Десятилетия науки итехнологий. 15 человек стали победителями, еще 30 — призерами конкурса. Всего за 4 сезона конкурсаучащиеся прислали более 10 тыс. видеороликов, в том числе около 2 тыс. было записано в четвертом сезоне.«Участие в конкурсе позволяет ребятам проявить себя, получить ценный опыт и расширить горизонтысвоих интересов. Из сезона в сезон качество работ конкурса «Знаешь?Научи!» становится выше.Некоторые ребята с нами уже не первый год. Мы видим, как с каждым сезоном конкурса растет ихпотенциал, они буквально взрослеют у нас на глазах. Мы видим, что будущее науки в надежных руках», —отметила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.С декабря 2024 года по начало апреля 2025 года участники в возрасте от 6 до 18 лет публиковали свои видеона научно-просветительской платформе «Атомариум», в которых рассказывали о научных теориях илиявлениях. Они должны были соответствовать темам в представленных номинациях: «Электровижение»,«Внекорабельная эра: будущее в космосе», «Авиация будущего», «Синтетические полимеры в медицине иагропромышленном комплексе» и «Дыхание — жизнь». Партнерами конкурса стали госкорпорации«Росатом», «Роскосмос», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «СИБУР-Холдинг» иООО «ПСК Фарма».«Впервые в четвертом сезоне конкурса «Знаешь?Научи!» появилась номинация «Электродвижение»,учрежденная Госкорпорацией «Росатом». Атомная отрасль активно занимается развитиемэлектротранспорта в нашей стране по принципу «от добычи до переработки». Производство ключевогокомпонента — аккумуляторной батареи — занимает в этой цепочке отдельную нишу. Компания-интегратор госкорпорации «Росатом», «РЭНЕРА», разрабатывает и производит такие решения дляэлектромобилей, электробусов, тяжелой электротехники и др. Это перспективное направление, гдеребята могут получить образование и стать востребованными специалистами. С большим интересомсмотрели конкурсные работы и теперь с нетерпением ждем церемонии награждения, чтобы личнопознакомиться с юными дарованиями и вручить им электросамокаты от госкорпорации «Росатом», —прокомментировала генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Анастасия Михайлова.Первоначально все ролики оценивались экспертным советом, который проверил все работы на соответствиеправилам конкурса и выбранной номинации, оценил научность и креативность. В результате былсформирован шорт-лист из 135 полуфиналистов: по 27 участников в каждой номинации. Победителей срединих определяло жюри по семи критериям: ясность подачи материала, увлекательность видео, глубинаосвещения темы, сложность выбранной темы, творчество и воображение, сложность работы, мотивация ивдохновение. В состав жюри вошли ученые, представители бизнеса, создатели научно-популярногоконтента.«Уровень видеороликов и знаний участников очень высокий! Все дети невероятно талантливые,креативные, а объясняют сложные вещи так просто, что даже нам, взрослым, какие-то теории и явлениястановятся понятнее. Смотреть на ребят и их работы было интересно, но выбирать финалистов —очень сложно! В любом случае те ребята, которые не прошли в финал, большие молодцы и им нужнопродолжать заниматься тем, что им нравится. Они возьмут еще не одну победу. Где-то мы впереди, где-то позади, но любой опыт делает нас лучше и сильнее», — рассказала член экспертного совета конкурса«Знаешь?Научи!», заместитель Председателя Правительства Нижегородской области, членКоординационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке иобразованию при Президенте РФ Екатерина Солнцева.«Перед жюри стояла задача выбрать победителя в каждой возрастной группе. При этом в каждойноминации на каждую возрастную группу было 9 финалистов. И что я заметила: младшая школа совсем неуступает старшей! Не может не радовать, что подрастающее поколение настолько погружено в науку.Конкурс «Знаешь?Научи!» — отличная возможность напомнить и детям, и их родителям, и нам,экспертам и жюри, что именно наука создает будущее, и повысить интерес подрастающего поколения квостребованным сейчас высокотехнологичным профессиям для создания кадрового потенциала вразличных отраслях. Наша компания специализируется на терапии бронхолегочных заболеваний, и былоотдельно приятно увидеть, что участники конкурса из младшей школы привлекли внимание сверстников кпрофилактике вредных привычек для сохранения и поддержания здоровья легких», — добавила член жюри,генеральный директор ООО «ПСК Фарма» Евгения Шапиро.Призовые места распределились следующим образом.Номинация «Электродвижение» (учредитель номинации — госкорпорация «Росатом»):Старшая школа:1 место — Екатерина Жаворонкина, МОУ Школа (Харп, Ямало-Ненецкий автономный округ), видеоролик— «Электрический двигатель».2 место — София Канунникова, ГБОУ Гимназия No 402 (Колпино, Санкт-Петербург), видеоролик —«История отечественного электротранспорта».3 место — Данила Беспалов, МБОУ СОШ No 72 (Хабаровск), видеоролик — «Электрическая Империя: Путьк Будущему».Средняя Школа:1 место — Максим Запара, МБОУ СОШ No4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г. К.Жукова (Краснознаменск, Московская область), видеоролик — «Маглев — левитирующий поезд наэлектромагнитной подушке».2 место — Полина Комарова, МБОУ Гимназия No 9 им. дважды Героя Советского Союза С.Г. Горшкова(Коломна, Московская область), видеоролик — «Чистая энергия будущего».3 место — Варвара Боровая, ГУО «Средняя школа No 1 г. Минска им. В.П. Чкалова» (Минск, РеспубликаБеларусь), видеоролик — «Электромобиль и обычный автомобиль на одной парковке: места хватит всем!».Младшая школа:1 место — Мария Книпович, МАОУ Школа No 27 (Благовещенск), видеоролик — «Ручная молния».2 место — Серафима Грищенко, МБОУ Гимназия No 1 (Жуковский, Московская область), видеоролик —«Электромобиль».3 место — Дмитрий Ившин, МБОУ СОШ No 13 (Глазов, Удмуртская Республика), видеоролик — «Важныйэлемент».Номинация «Внекорабельная эра: будущее в космосе» (учредитель номинации — госкорпорация«Роскосмос»):Старшая школа:1 место — Глеб Галгаш, ГБОУ СОШ No 303 им. Фридриха Шиллера (Санкт-Петербург), видеоролик —«Скафандр космической миссии будущего».2 место — Ева Семенова, МБОУ СОШ No 13 (Калуга), видеоролик — «Скафандр будущего».3 место — Максим Паньковец, МБОУ Лицей No 24 (Волгодонск, Ростовская область), видеоролик — «4уровня мультивселенной Макса Тегмарка».Средняя Школа:1 место — Агата Огнева, ГБОУ УР «ЛИЦЕЙ No 41» (Ижевск), видеоролик — «Плюшевый космонавт».2 место — София Михайлова, МБОУ Гимназия No 1 (Кострома), видеоролик — «Спутник в современноммире».23 место — Дмитрий Жаворонков, ГБОУ Лицей No 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), видеоролик— «Инженерное чудо. Индивидуальный космический дом».Младшая школа:1 место — Софья Воропай, МБОУ СОШ No 7 с углубленным изучением отдельных предметов (Дубна,Московская область), видеоролик — «Что общего между северным сиянием и электромотором?».2 место — Дарья Тищенко, МАОУ СОШ No 95 им. К.Д. Ушинского (Тюмень), видеоролик — «Тайначëрных дыр: что скрывает темное пространство?».3 место — Таисия Кондратьева, МБОУ СОШ No 17 (Калуга), видеоролик — «Применениепереохлажденных жидкостей в космических технологиях будущего».Номинация «Авиация будущего» (учредитель номинации — ПАО «Объединенная авиастроительнаякорпорация»):Старшая школа:1 место — Тимофей Ковалев, МБОУ «Псковский технический лицей» (Псков), видеоролик — «Почемулюди не летают как птицы?».2 место — Павел Чекмарев, МБОУ «СШ No 25» (Свободный, Амурская область), видеоролик —«Форсажная камера турбореактивного двигателя».3 место — Алексей Домрачев, МБОУ «Верблюженская СШ» (Верблюжье, Омская область), видеоролик —«Чудо инженерии: как устроен самолет и почему он не падает?».Средняя Школа:1 место — Егор Меркулов, ГБОУ Школа No 2070 им. Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна (Москва),видеоролик — «Будущий пилот о том, как летает самолет».2 место — Алиса Ким, МБОУ СОШ No3 (Королев, Московская область), видеоролик — «Полет самолета стрех точек зрения».3 место — Арина Гажий, МАОУ Школа No5 (Благовещенск), видеоролик — «Внутри кабины пилота: чтоделает пилот?».Младшая школа:1 место — Степан Черных, ГБОУ Школа No 1558 им. Росалии де Кастро (Москва), видеоролик —«Реактивное движение».2 место — Юлия Пухова, ГБОУ «Гимназия No 631» (Санкт-Петербург), видеоролик — «Капсульнаяавиация».3 место — Варвара Левченко, МБОУ «Гимназия No 11» (Балашиха, Московская область), видеоролик —«Авиация будущего на примере мифов и сказок».Номинация «Синтетические полимеры в медицине и агропромышленном комплексе» (учредительноминации — ПАО «СИБУР-Холдинг»).Старшая школа:1 место — Елизавета Федорова, МАОУ «Лицей No 35» (Челябинск), видеоролик — «Умные пленки».2 место — Карина Булгакова, МНБОУ «Лицей No 76» (Новокузнецк, Кемеровская область), видеоролик —«ПОЛИМЕРизируйся! Стань экспертом за 3 минуты!».33 место — Дарья Родионова, МБОУ Гимназия No 1 (Задонск, Липецкая область), видеоролик — «Полимерыв жизни человека».Средняя Школа:1 место — Артем Токарев, МОАУ СОШ 4 (Зея, Амурская область), видеоролик — «Синтетическиеполимеры и их применение в медицине».2 место — Артем Зуйков, МБОУ ЦО No 27 (Тула), видеоролик — «Перенести воду в решете!? Я знаю как!».3 место — Михаил Чередов, МАОУ Гимназия No 4 (Кстово, Нижегородская область), видеоролик —«Поколение Будущего. Полимеры».Младшая школа:1 место — Даниил Савостин, ГБОУ Школа No 491 «Марьино» (Москва), видеоролик — «Пицца«Пепперони» из биоразлагаемого пластика PLA».2 место — Виктория Шушминцева, МБОУ Самусьский лицей им. академика В.В. Пекарского (Самусь,Томская область), видеоролик — «Урожай под крышей».3 место — Алиса Семенова, МАОУ «Гимназия No 4 им. Героя Советского Союза, Почетного ГражданинаНовгорода И.А. Каберова» (Великий Новгород), видеоролик — «Пчелка Маруся и полимеры: как онипомогают фермерам».Номинация «Дыхание — жизнь» (учредитель номинации — ООО «ПСК Фарма»):Старшая школа:1 место — Назар Дуксеев, МАОУ СОШ No1 (Нурлат, Республика Татарстан), видеоролик — «ДыханиеРядом».2 место — Марта Дудкина, МОУ Лицей No 230 (Заречный, Пензенская область), видеоролик — «Вдох-выдох».3 место — Екатерина Ремизова, МКОУ СОШ No 1 им. Героя Советского Союза М.А. Машина (Лиски,Воронежская область), видеоролик — «ХОБЛ».Средняя Школа:1 место — Вероника Нетребина, МБОУ СОШ No 29 им. Г.К. Жукова (Симферополь), видеоролик —«Победим бронхиальную астму!».2 место — Роман Тен, МБОУ СОШ No 20 (Абакан, Республики Хакасия), видеоролик — «Эволюция заботыо легких: от древности до наших дней».3 место — Милана Дудкина, МОУ Лицей No 230 (Заречный, Пензенская область), видеоролик — «Еслидунуть посильней».Младшая школа:1 место — Полина Моткина, МБОУ «Коммунарская СОШ No 3» (Коммунар, Ленинградская область),видеоролик — «Бронхиальная астма».2 место — Александра Аристова, БОУ Гимназия No 139 (Омск), видеоролик — «Альвеолы — маленькие иважные».3 место — Мария Милехина, МБОУ СОШ No 9 (Ступино, Московская область), видеоролик — «Как и чеммы дышим?».4«Попробовать себя в новой теме — создании научно-популярного контента, выйти за рамки комфорта,стало решающим фактором при принятии решения об участии в конкурсе. А тема пришла сама собой.Много лет мы занимаемся в детском театре и не понаслышке знаем, как важно правильное дыхание. Всвоих роликах мы хотели поделиться собственным опытом и лайфхаками по развитию правильногодыхания. Новость о том, что мы стали призерами, застала нас во Всероссийском детском центре «Алыепаруса» в Крыму, поэтому нашу радость, ликование и восторг с нами разделили все участники смены«Время героев». Новость о нашей победе распространилась так быстро, что поздравления мы принимаемот ребят с других отрядов, кураторов программы, работников столовой и даже службы безопасности!Конечно же, такие победы окрыляют, заставляют двигаться вперед. Работа над созданием видео дляконкурса «Знаешь?Научи!» настолько увлекла нас, что в ближайших планах создание научно-популярногомедиаконтента, в котором нам бы хотелось заняться популяризацией науки среди наших сверстников», —прокомментировали сестры Марта и Милана Дудкины, призеры номинации «Дыхание — жизнь».Победитель в номинации «Внекорабельная эра: будущее в космосе» в категории «старшая школа» ГлебГалгаш с детства увлекается наукой. Он читает книги на самые разные научные темы (от нейробиологии докосмоса и вселенной), любит смотреть научно-популярные видеоролики и снимать свой контент. Глебпостоянно находится в медиа движении, подготовка от одного конкурса на научно-популярную тематикуплавно перетекает в подготовку к следующему, а иногда он готовит разные медиаролики дажеодновременно к нескольким конкурсам.«Конкурс «Знаешь? Научи!» как раз совмещает в себе медиа и науку — сферы, которыми Глебинтересуется. Еще год назад после победы в 3 сезоне «Знаешь?Научи!» он очень вдохновился на участие вподобных конкурсах. Когда раздался звонок и нам сказали, что Глеб снова стал победителем, онобрадовался и как только закончил разговор, буквально вскочил с места и стал танцевать от счастья!Именно победа в 3 сезоне дала для него большой стимул, мотивацию и хороший старт. Думаю, чтоочередная победа в этом сезоне конкурса даст Глебу еще больше сил, уверенности и мотивации, чтобыидти вперед, расти и развиваться, покорять новые вершины», — рассказала мама Глеба — Анна.Также по итогам 4 сезона конкурса «Знаешь?Научи!» определен лучший наставник. Ей стала ЛевинсонКсения Валерьевна из гимназии No 248 г. Санкт-Петербург. Именно под ее руководством больше всегоучащихся записали видео для конкурса.«Участие в конкурсе «Знаешь?Научи!» для меня стало важным шагом в развитии моих учеников иукреплении их уверенности в собственных силах, а также моим личным шагом в саморазвитии. Мояглавная цель как наставника — вдохновить детей на творческое самовыражение и развитие навыков,которые пригодятся им в жизни. Я помогала участникам с идеями, консультировала по подготовке ивдохновляла их на создание ярких и познавательных видеороликов. В результате ребята не только успешнопоучаствовали в конкурсе, но и получили бесценный опыт, который поможет им в будущем. Статьпобедителем в категории «Наставник» для меня — это признание того, что мои усилия и поддержкадействительно важны и значимы для учеников», — поделилась лучший наставник, учитель английскогоязыка гимназии No 248 г. Санкт-Петербург.Кроме того, «Лицей Протвино» (Московская область) забрал победу как самая активная школа. Напротяжении всего конкурса лицей вел канал на образовательной платформе «Сферум», публикуя научно-популярный контент, а ее ученики снимали видеоролики для конкурса «Знаешь?Научи!».«За ярким учеником всегда стоит сильный наставник — участники конкурса «Знаешь?Научи!» ежегодноподтверждают это. И мы видим, что слаженный коллектив, инициатива педагогов, доверие детей иродителей к школе ведут команды к таким успехам, которых добился «Лицей Протвино» в конкурсе«Знаешь?Научи!». В этом году в нем приняло участие большое количество школ, и мы рады наградитьпобедителя. Всех остальных приглашаем следить за конкурсом и обязательно принять участие в новыхсезонах проекта!», — отметила руководитель группы продвижения «Сферума» Алена Макшанчикова.5Кроме детей, наставников и школ в конкурсе «Знаешь?Научи!» соревновались российские регионы вспецноминации «Марафон регионов». Всего в конкурсе приняло участие 82 субъекта, по итогам былсформирован топ-5 регионов, от которого больше всего детей приняло участие. Рейтинг возглавила Москва,за ней расположились Калужская область, Республика Татарстан, Луганская Народная Республика ипятерку замкнула Нижегородская область.Церемония награждения победителей, в том числе лучшего наставника и лучшей школы, состоится 29 мая встоличном музее «АТОМ» на ВДНХ. Оплата проезда и проживания входит в призовой фонд.СПРАВОЧНО:Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки итехнологий. Среди задач тематического Десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработокталантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейшихзадач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях иперспективах развития науки для граждан России. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий –АНО «Национальные приоритеты».26-28 ноября 2025 г. на федеральной территории «Сириус» состоится V Конгресс молодых ученых. Этоключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России. Конгресс объединяет яркихлидеров отечественной науки, представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научныхи образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, представителей бизнеса игоскорпораций, а главное – молодых ученых, инженеров, победителей конкурсов, получателей грантов,студентов и школьников из России и других стран.Научно-просветительские мероприятия Конгресса и демонстрация передовых наукоемких технологийспособствуют популяризации достижений российской науки, повышению престижа профессии ученого ипривлечению в отрасль молодых ученых и разработчиков.С целью вовлечения российского научного сообщества в решение важнейших задач регионов с 2022 года врамках Конгресса ежегодно проходят мероприятия-спутники. В 2025 году мероприятия-спутники VКонгресса состоятся в Краснодарском крае, Тульской и Сахалинской областях. Конгресс молодых ученых имероприятия-спутники проводятся в рамках национального проекта «Молодежь и дети».Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Правительство РоссийскойФедерации и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета приПрезиденте Российской Федерации по науке и образованию